Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин. Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти. Травматизм — часть общей заболеваемости населения.
Травмы подразделяют на:
- производственные:
• промышленные,
• сельскохозяйственные,
• строительные,
• на транспорте и др.
- непроизводственные:
• бытовые,
• уличные,
• дорожно-транспортные,
• спортивные,
• школьные,
• детские и пр.
Производственный травматизм.
Производственная травма — травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.
Причины производственных травм разделяются на:
- Организационные:
• недостатки в организации и содержании рабочего места,
• применение неправильных приемов работы,
• недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности,
• допуск к работе неподготовленных рабочих,
• плохая организация трудового процесса,
• отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.
- Санитарно-гигиенические:
• отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты,
• неправильное освещение рабочих мест,
• чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях, производственная пыль,
• недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.
- Личного характера:
• заболевание или утомление рабочего,
• недостаточная квалификация,
• неудовлетворительные бытовые условия,
• алкогольное опьянение.
Травматизм бытовой.
Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего — в доме, квартире, во дворе и т.д. К нему относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего — в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы - приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.
Профилактика бытовых травм включает:
• улучшение условий быта;
• расширение коммунальных услуг населению;
• рациональную организацию досуга;
• проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
• широкую антиалкогольную пропаганду;
• целенаправленную работу по созданию здорового быта;
• организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
• широкое привлечение общественности.
Дорожно-транспортный травматизм.
Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Каждый год на дорогах гибнет около 40 тысяч человек и еще около 300 тысяч получают травмы и нередко становятся инвалидами.
Основной причиной гибели и травм людей на дорогах специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:
• превышение скорости;
• проезд на красный цвет;
• вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
• непристегнутый ремень безопасности;
• переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т.д.
Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.
Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями - одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.
Уличный травматизм.
К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68-70% случаев, ушибы и растяжения в 20-22%, ранения мягких тканей в 4-6%. Главным образом повреждаются конечности (83-85%).
Причинами уличного травматизма являются:
• плохая организация уличного движения,
• узкие улицы с интенсивным движением,
• недостаточная освещенность и сигнализация;
• нарушение пешеходами правил уличного движения;
• неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т.п.
Профилактика травматизма при пешеходном движении предусматривает:
• рациональное планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т. д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;
• рациональную организацию и регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил уличного движения;
• обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта, его безопасность;
• надзор за детьми и их досугом;
• широкую воспитательную и разъяснительную работу с населением (печать, радио, телевидение, кино, лекции и др.).
Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.
Детский травматизм.
Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.
Выделяют следующие виды детского травматизма: 1) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий. К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях. Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы (30-35%), травмы при падении (22-20%), повреждения острыми предметами (18-20%), термическое воздействие (15-17%). Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.
Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:
• неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;
• отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
• недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;
• дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.
Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в т.ч. музыкальных, спортивных, ССУЗы), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке). Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них — на перемене.
Спортивный травматизм.
Травматизм спортивный - несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом под наблюдением преподавателя или тренера. Спортивные травмы составляют 2-3% всех травм. Наиболее часто они возникают при занятиях боксом, футболом, хоккеем, борьбой, мотоспортом, гимнастикой. При каждом виде спорта бывают типичные травмы. Так, у футболистов и хоккеистов чаще наблюдаются повреждения менисков коленного сустава; у лыжников и фигуристов – винтообразные переломы диафиза голени, лодыжек и растяжения связочного аппарата голеностопного сустава. Наиболее распространены повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей; переломы костей не превышают 3% общего числа травм, вывихи составляют 3-5%. По локализации наибольшее число повреждений приходится на конечности, далее следуют травмы головы и туловища. Объективным показателем тяжести повреждения является длительность и стойкость потери спортивной работоспособности.
Основные причины спортивного травматизма:
• нарушения в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований;
• неудовлетворительное состояние мест занятий и неблагоприятные условия их проведения;
• неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви;
• недостаточный врачебный контроль;
• слабая физическая подготовленность спортсмена (длительные перерывы в занятиях отсутствие систематических тренировок, переутомление и т. д.);
• нарушения спортсменами дисциплины во время тренировок и соревнований.
Основные мероприятия по профилактике:
• контроль за организацией и методикой учебно-тренировочных занятий и соревнований (особенно у начинающих спортсменов). Весьма важны так называемая страховка и помощь на занятиях;
• технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием мест занятий и соревнований, спортивного инвентаря, одежды, обуви и снаряжения спортсмена. Использование специальных защитных приспособлений (щитки, налокотники, наколенники, напульсники и т. д.);
• защита от неблагоприятных метеорологических условий (тепловые и солнечные удары, отморожения и т. д.);
• медицинский контроль за занимающимися спортом. Первичные и вторичные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, перед возобновлением занятий после перерыва;
• воспитание у спортсменов дисциплины, товарищеских взаимоотношений, а также пресечение всяких проявлений недисциплинированности.
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ О ПРИЧИНАХ И СПОСОБАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА