ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
ОЗВУЧИВАНИЕ ТЕКСТА:
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию

Наименование экспериментального проекта: «Апробация цифровой модели профориентационной работы в условиях учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования (2022 – 2025)»

Нормативное правовое обеспечение экспериментальной деятельности:

  • Кодекс об образовании Республики Беларусь. (Закон Республики Беларусь от 14.01.2022 №154-З);
    Статья 89. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
  • О концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь
  • Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования направлена на обновление содержания образовательных программ и повышение качества образования посредством реализации экспериментальных и инновационных проектов.
  • Экспериментальная деятельность в сфере образования представляет собой процесс проверки результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в целях определения эффективности и целесообразности их массового использования.
  • Инновационная деятельность в сфере образования представляет собой процесс внедрения в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований.
    Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования, порядок организации и проведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования определяются Министерством образования, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
  • Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в соответствии с актами законодательства.
  • Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011 №251 (в редакции постановления министерства образования от 23.08.22 №276)); 
  • Инструкция о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 №71 (в ред. постановления Минобразования от 25.11.2020 №286)); 
  • Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2022 №517 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году»; 
  • Приказ учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» от 24.08.2022 №214-ОД «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году»;
  • Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2023/2024 учебном году; 
  • Приказ главного управления образования Брестской областного исполнительного комитета «Об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Брестской области в 2022/2023 учебном году».

Руководитель экспериментального проекта: Бутрим Светлана Ришардовна, начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО

Координатор экспериментальной площадки от УО РИПО: Пастушкова Екатерина Николаевна, методист центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО

Цель проекта: создание цифровой модели профориентационной работы с учащимися учреждений общего среднего образования.

Задачи проекта:

  • организовать модель цифровой профориентационной работы с учащимися учреждений общего среднего образования в условиях информационного пространства учреждения профессионального образования основанную на запросах динамично меняющейся экономики и развивающегося общества;
  • разработать цифровые инструменты для профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
  • сформировать цикл тренинговых занятий для психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся посредством внедрения цифровой модели смешанного (гибридного) вида в рамках системной организации профориентационной работы;
  • создать цифровой информационный ресурс с профориентационным контентом;
  • обеспечить научно-методическое, организационно-методическое, организационно-управленческое и информационное сопровождение смешанной (гибридной) цифровой модели профориентационной работы для массового использования нововведений.

Структура и содержание внедряемой апробируемой экспериментальной методики

В современных условиях цифровизации и трансформации системы образования образовательная среда характеризуется динамичным развитием и переходит на новый уровень, обуславливающий непрерывность, мобильность процесса образования (в том числе и профориентации), его персонификацию на основе внедрения информационных технологий.
На фоне усиливающихся тенденций перемещения все большего числа видов человеческой деятельности в цифровое пространство актуальность приобретают вопросы проектирования цифровой модели профессиональной ориентации.
Цифровая образовательная среда представляет собой совокупность информационно-образовательных ресурсов для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса с целью решения образовательных задач и предоставляет им принципиально новые возможности: обучение в любом удобном или подходящем ситуации месте; персонифицированный подход к обучающимся; предоставление возможности не только пользоваться имеющимися электронными ресурсами, но и создавать свои собственные и обмениваться ими; доступ к национальным, мировым базам данных, информационным ресурсам интернета и т.д.
В контексте цифровых трансформаций, пронизывающих все сферы современного общества, актуализируется идея внедрения персонифицированного подхода в проекции виртуальной образовательной среды, под которой подразумевается быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, объединяющая:
инновационные и традиционные технологии, специфические для взаимодействия участников образовательного процесса в рамках открытой модели асинхронного персонифицированного обучения;
информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т. п.;
современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.
Потенциал виртуальной образовательной среды как пространства содействующего успешному профессиональному самоопределению заключается в реализации следующих функций:
информационно-обучающая, реализующаяся в представлении учебной информации в самых разных формах;
коммуникационная, обеспечивающаяся созданием образовательной ситуации, когда обучение проходит в диалоге с участниками образовательного процесса;
контрольно-административная, проявляющаяся в проведении комплексных мер по контролю уровня знаний, умений, навыков и администрированию.
Ключевая характеристика цифровой модели профориентации выражается в том, что в ней, благодаря усилиям педагогов, родителей и других участников образовательных отношений, происходит не только выбор обучающимся профессии и учреждения образования, но и формирование профессионально важных качеств и профессионального идеала. В этом смысле такая модель обладает существенным потенциалом, который предоставляет широкие возможности использования разнообразных методов, средств, форм и технологий профориентации, мотивирования и вовлечения, обучающихся в разнообразные виды деятельности, что, в свою очередь, способствует не только профессиональному, но и личностному самоопределению. Грамотно организованная цифровая модель профориентации предполагает повышение эффективности профориентационной деятельности на основе комплексной реализацию всех направлений: просвещение, диагностика, консультирование, профессиональные пробы и т.д.
Особое значение цифровая модель профориентации приобретает с точки зрения потенциальных возможностей организации для обучающихся полноценных профессиональных проб и погружений, максимально приближенных к реальным условиям труда.
Следует отметить, что содержание апробируемой экспериментальной модели цифровой профориентации, в первую очередь, опирается на принцип преемственности, как основополагающий в реализации личностно ориентированного и компетентностного подходов, так и соблюдающий традиции и реализованные инновации в организации профориентационной работы.

Сроки проведения экспериментальной деятельности: 2022 – 2025гг.                   

Участники экспериментальной деятельности

Педагогические работники

  1. Колб Игорь Михайлович, директор колледжа;
  2. Бегер Олег Александрович, заместитель директора по учебной работе;
  3. Билинская Лариса Андреевна, заместитель директора по учебно-методической работе;
  4. Кулеш Игорь Леонидович, заместитель директора по производственному обучению;
  5. Ткачик Елена Сергеевна, ответственный секретарь приёмной комиссии, методист;
  6. Киселёва Алла Андреевна, преподаватель инженерной графики;
  7. Пашкевич Семен Васильевич, инженер-программист, преподаватель информационных технологий.
  8. Якубович Елена Александровна, преподаватель информационных технологий;
  9. Янкович Наталья Петровна, педагог-психолог.

Учащиеся (группа, курс, специальность)

В экспериментальном проекте участвуют:

  • учащиеся учреждений общего среднего образования г. Пинска и Пинского района;
  • учащиеся учреждения образования «Пинский государственный аграрно-технический колледж имени А.Е. Клещёва»: 

Группа

Курс

Специальность

231Б

2

специальность 2-74 05 01 Мелиорация и водное хозяйство
(квалификация: техник-гидромелиоратор)

111Б

1

специальность 2-74 06 04 Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ
(квалификация: техник-механик)

311Б

3

121Б

1

специальность 2-74 06 03 Ремонтно-обслуживающее производство в сельском хозяйстве
(квалификация: техник-механик)

141Б

1

специальность 2-70 03 31 Строительство дорог и транспортных объектов
(квалификация: техник-строитель)

341Б

3

151Б

1

специальность 2-70 02 01 Промышленное и гражданское строительство
(квалификация: техник-строитель)

251Б

2

252С

2

Основные результаты экспериментальной деятельности (по промежуточным этапам) 

Перечень разработанных материалов, публикаций по теме проекта:

Сентябрь 2022 года – разработаны информационные профессиограммы по 5 специальностям:
2-74 05 01 «Мелиорация и водное хозяйство»;
2-74 06 04 «Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ»;
2-74 06 03 «Ремонтно-обслуживающее производство в сельском хозяйстве»;
2-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство»;
2-70 03 31 «Строительство дорог и транспортных объектов».

При выборе профессии выпускнику учреждения общего среднего образования важно обратиться к профессиограмме.
Профессиограмма (от лат. Professio – специальность + Gramma – запись) – система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.
Профессиограмма составлена на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.
Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий 

В системе образования рекомендуется использовать следующие программные педагогические средства:

компьютерные программные продукты, разработанные РЦПОМ и переданные в учреждения общего среднего образования:

  • электронная анкета «Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов»;
  • электронная профориентационная карта учащегося; пакет психодиагностических методик «Профиль»;
  • компьютерный комплекс психологического, информационно-справочного сопровождения профессионального самоопределения школьников «Самоопределение».

компьютерные программные продукты, разработанные и предлагаемые РЦПОМ:

  • электронное пособие «Профориентолог» предназначено для информационно-методической и диагностической поддержки педагога- психолога в учреждении общего среднего образования для сопровождения профессионального самоопределения учащихся;
  • электронное пособие «Парад профессий» оказывает информационно-методическую помощь учащимся, педагогам-психологам, педагогам социальным, классным руководителям в подготовке учащихся к осознанному выбору профессии;
  • электронное пособие «Классный выбор» предназначено для работы классного руководителя с учащимися и содержит сценарии классных часов профориентационной тематики, мультимедийное сопровождение к ним, теоретический и практический материал по профессиональному самоопределению учащихся;
  • электронное пособие «Уголок профориентации» представляет собой комплект информационно-справочных, наглядно-иллюстративных материалов профориентационной тематики, необходимых для профессионального просвещения учащихся. Пособие призвано оказать практическую помощь педагогам учреждений общего среднего образования в подготовке материалов для профинформирования учащихся.
  • Электронное справочно-методическое пособие для старшеклассников «Путь к профессии» (под ред. Е.В.Луцевич). Содержательный материал указанного пособия включает следующие разделы: «Профессиограммы», «Справочник», «Моя карьера», «Гороскоп профессий», «Литература» и «Авторы».

Официальные сайты, содержащие информацию по профориентационной работе:

Список рекомендованной литературы:

Экспериментальная деятельность 

Бабанский, Ю. К. Внедрение результатов педагогических исследований в практику / Ю. К. Бабанский // Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. – М., 1988.
Бабанский, Ю. К. Педагогический эксперимент / Ю. К. Бабанский // Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред. В. И. Журавлева. – М., 1988.
Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. – М., 1982.
Бешелев, С. Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. – М. : Статистика, 1980. – 263 с.
Бургин, М. Инновация и новизна в педагогике / М.Бургин // Педагогика. – 1989. – №2 – С. 36–40.
Валеев, Г. Х. Гипотеза педагогического исследования / Г. Х. Валеев // Педагогика, 1999. – №5. – С. 22–26.
Валеев, Г. Х. Постановка проблемы педагогического исследования / Г. Х. Валеев // Педагогика – 2001. – №4 – С. 19–21.
Васильева, З. И. Опытно-экспериментальная работа в развивающейся школе: подходы, проблемы, поиск / З. И. Васильева. – СПб. : Комитет по образованию мэрии СПб., 1993. – 153 с.
Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. – М., 1988.
Внедрение достижений педагогики в практику школы / Под ред. Б. Е. Гмурмана. – М., 1981. – 145 с.
Воронин, A. M. Управление развитием инновационной образовательной среды школы / А. М. Воронин. – Брянск, 1995. – 212 с.
Глинский, А. А. Инновационная площадка как ресурс развития педагогического коллектива / А. А. Глинский, В. В. Позняков // Кіраванне ў адукацыі. – 2009. – №12. – С. 17–23.
Гребенюк, О. С. Введение в деятельность педагога- исследователя. Научно-методическое пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребешок. – Калининград, 1998. – 55 с.
Дзюбенко, С. В. Модель развития исследовательской компетентности учителей-инноваторов в общеобразовательном учреждении : оценка эффективности её реализации / С. В. Дзюбенко // Кіраванне ў адукацыі. – 2009. – №4. – С. 9–16.
Диагностика реальных учебных возможностей школьников в опытно-экспериментальной работе // Теория и практика педагогического эксперимента // Под ред. А. И. Пискунова и др. – М., 1979.
Добриневская, А. И. Как найти инновационную идею / А. И. Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2008. – №3. – С. 25–29.
Добриневская, А. И. Несколько слов об отчетах учреждений образования о ходе и результатах инновационной деятельности / А. И. Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2008. – №9. – С. 25–29.
Добриневская, А. И. Примерная структура педагогического дневника участника инновационной деятельности / А. И. Добриневская, Н. А. Крылова // Кіраванне ў адукацыі. – 2007. – №2.
Загвязинский, В. И. Методология и методы дидактического исследования / В. И. Загвязинский. – М., 1982. – С. 70–81.
Загвязинский, В. И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. – М., 1980.
Загвязинский, В. И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. Пособие для руководителей школ, учителей и воспитателей / В. И. Загвязинский. – Тюмень, 1993. – 93 с.
Загвязинский, В. И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова // Педагогика – 1997. – №2. – С. 9–14.
Загвязинский, В. И. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие / В. И. Загвязинский, М. М. Поташник. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 144 с.
Запрудский, Н. И. Методическая поддержка инновационной деятельности в школе / Н. И. Запрудский // Кіраванне ў адукацыі. – 2006. – №10. – С. 39–43.
Ингекамп, К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. / К. Ингекамп. – М. : Педагогика, 1991. – 240 с.
Инновационное образование : специфика, содержание, особенности управления : интервью с первым заместителем министра образования А. И. Жуком и ректором ГУО «Академия последипломного образования» О. И. Тавгенем / интервью провели П. Н. Савостенок, А. И. Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2009. – №12. – С. 3–7.
Качалко, В. Б. Методы психолого-педагогических исследований с применением математической статистики / В. Б. Качалко. – Изд. 2-е, исправленное. – Мозырь : МГПИ, 2005. – 102 с.
Кошель, Н. Н. От инноваций в образовании к образованию в интересах устойчивого развития / Н. Н. Кошель // Кіраванне ў адукацыі. – 2009. – №1. – С. 10–16.
Краевский, В. В. Методология педагогики : Пособие для педагогов-исследователей / В. В. Краевский. – Чебоксары, 2001.
Краевский, В. В. Методология педагогического исследования : Пособие педагога-исследователя / В. В. Краевский. – Самара, 1994.
Ларина, В. П. Проектирование системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ / В. П. Ларина // Педагогика. – 2005. – №9. – С. 36–43.
Методы системного педагогического исследования : Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. – Л., 1980.
Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие / А. Д. Наследов. – СПб. : Речь, 2004. – 392 с.
Новиков, A. M. Научно-экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении / А. М. Новиков. – М. : АПО, 1996. – 130 с.
Оконь, В. Метод дидактического эксперимента / В. Оконь // Введение в общую дидактику. – М., 1990.
Позняков, В. В. Инновационная компетентность руководителя / В. В. Позняков // Кіраванне ў адукацыі. – 2007. – №5. – С. 3–8.
Полонский, В. М. Эксперимент педагогический / В. М. Полонский // Полонский, В. М. Научно-педагогическая информация : Словарь-справочник. – М., 1995.
Поляков, С. Д. Педагогическая инноватика : от идеи до практики. / С. Д. Поляков. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2007. – 176 с.
Саранцев, Г. И. Цель, объект и предмет педагогического исследования / Г. И. Саранцев // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 13–29.
Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований : В помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. – М., 1986.
Сластенин, В. А. Педагогика : инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М. : ИИП «Издательство Магистр», 19997. – 224 с.
Строкова, Т. Мониторинг педагогических нововведений / Т. Строкова // Педагогическая диагностика. – 2008. – №3. – С. 44–56.
Тавгень, О. И. Инновационная политика и инновационная практика в образовании / О. И. Тавгень, А. И. Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2005. – №3. – С. 8–16.
Тавгень, О. И. Экспериментальная работа : апробация технологий / О. И. Тавгень, А. И. Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2004. – №6. – С. 3–9.
Управление инновационными процессами в школе : Методические рекомендации / Сост. Н. Н. Мордухай. – Гродно : Учреждение образования «Гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2002. – 36 с.
Фадеев, В. А. Как проводить педагогический эксперимент / В. А. Фадеев. – Рязань : Изд–во РГПУ, 1993. – 138 с.
Хомерики, О. Г. Развитие школы как инновационный процесс : Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов / Под ред. М. М. Поташника. – М. : Новая школа, 1994. – 64 с.
Цыркун, И. И. Инновационная культура учителя-предметника / И. И. Цыркун. – Мн. : БГПУ, 1996. – 186 с.
Чечель, И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И. Д. Чечель. – М. : Сентябрь, 1998. – 143 с.
Янчук, В. А. Перспектива и оценка образовательных инноваций / В. А. Янчук // Кіраванне ў адукацыі. – 2005. – №4. – С. 11–20.

Профориентационная работа 

Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь: постановление Министерства труда и защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, 31.03.2014 № 15/27/23 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ’2012 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
Вафина, С. Наше завтра строим сами: о методах профессионального самоопределения учащихся в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи / С. Вафина // Минская школа сегодня. – 2015. – № 5. – С. 14–19.
Голерова, О. А. Профориентационная работа с подростками: проективная методика «Путеводитель» / О. А. Голерова // Веснік адукацыі. – 2013. – № 1. – С. 57–64.
Жоголь-Лабзеева, И. П. Организация профориентационной работы: мониторинг в учреждениях общего среднего образования в 2012/2013 учебном году / И. П. Жоголь-Лабзеева // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2014. – № 4. – С. 3–10.
Жоголь-Лабзеева, И. П. Профориентационная работа в учреждениях общего среднего образования / И. П. Жоголь-Лабзеева // Адукацыя і выхаванне. – 2014. – № 5. – С. 64–68; – № 6. – С. 43–48.
Залыгина, Н. А. Профориентация: сотрудничество семьи, школы, социума : педагогическое сопровождение самоопределения сельских школьников / Н. А. Залыгина, С. С. Буйновская // Народная асвета. – 2012. – № 8. – С. 56–59.
Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2008. – 256 с.
Игнатович, Е. С. Система информационно-педагогической поддержки старшеклассников как средство их профессионального самоопределения / Е. С. Игнатович; под ред. О. А. Олекс. – Минск : РИВШ, 2009. – 186 с.
Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. – М. : Академия, 2004. – 304 с.
Ковалевич, М. С. Системно-деятельностный подход к профессиональной ориентации школьников: актуальные методы и технологии подготовки, учащихся к осознанному выбору профессии / М. С. Ковалевич // Народная асвета. – 2014. – № 9. – С. 24–29.
Ковалевич, С. В. Ребенок в мире профессий. Программа ранней профориентации детей / С. В. Ковалевич, М. С.
Ковалевич // Народная асвета. – 2014. – № 12. – С. 16–19.Козлова, Л. М. Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях / Л. М. Козлова // Веснік адукацыі. – 2014. – № 6. – С. 40–44.
Кормакова, В. Н. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения в системе «школа – вуз» /В. Н. Кормакова, Е. И. Ерошенкова // Alma mater. – 2011. – № 8. – С. 40–44.
Королевич, О. В профессию – играя: о профориентационной работе среди детей и молодежи / О. Королевич // Минская школа сегодня. – 2015. – № 5. – С. 24–27.
Куровская, С. Н. Методика ознакомления школьников с профессиями : пособие / С. Н. Куровская. – Гродно : ГрГУ, 2013. – 65 с.
Куровская, С. Н. Организация и проведение профориентационных мероприятий : пособие / С. Н. Куровская; Гродн.гос. ун-т им. Я. Купалы. – Гродно : ГрГУ, 2013. – 58 с. : табл.
Куровская, С. Н. Социально-педагогические основы профориентации : пособие / С. Н. Куровская. – Гродно : ГрГУ, 2009. –321 с. : табл.
Лазовская, Л. А. Комплексные профессиональные пробы: погружение в будущую профессию: основные направленияпрофессионального ориентирования учащихся / Л. А. Лазовская,Т. Т. Сушинская // Народная асвета. – 2014. – № 9. – С. 33–38.
Лисейчиков, О. Е. Модель культуры личности как основа формирования содержания профориентационного компонента образовательной среды в учреждениях общего среднего образования /О. Е. Лисейчиков // Кiраванне ў адукацыi. – 2011. – № 10. – С. 9–16.
Луцевич, Л. В. Активизирующие методики и технологии в полипрофориентационной работе со старшеклассниками : учеб.-метод.пособие / Л. В. Луцевич, В. В. Лях, О. А. Тарасюк ; под общ. ред.Л. В. Луцевич ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск :АПО, 2011. – 204 с.
Маскаленко, Н. В. Поиск собственного «Я» в лабиринтах профессий : методические рекомендации по профориентационной работе с учащимися среднего и старшего звена / Н. В. Маскаленко //Народная асвета. – 2014. – № 9. – С. 42–45.
Мацукевич, С. И. Профориентация в процессе изучения учебных предметов в учреждении общего среднего образования /С. И. Мацукевич // Веснік адукацыі. – 2014. – № 5. – С. 24–27.
Метлюк, А. В. В эфире программа «Профессии будущего»:игровые формы профориентационной работы в школе / А. В. Метлюк,Т. М. Леонова // Народная асвета. – 2013. – № 3. – С. 43–45.
Организация профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования / подгот. специалистами Нац. ин-та образования // Веснік адукацыі. – 2014. – № 7. – С. 18–28
Паливода, С. П. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся / С. П. Паливода // Профессиональное образование. – 2015. – № 2. – С. 66–70.
Панкоў, І. М. Уводзіны ў свет інтэрнэт-прафесій на ўроках беларускай мовы: спосабы арганізацыі прафесійнай арыентацыі вучняў старшых класаў / І. М. Панкоў // Народная асвета. – 2013. – № 3. –С. 29–34.
Пиронен, О. Н. Формирование профессиональных намерений школьников / О. Н. Пиронен // Профессиональное образование. –2015. – № 1. – С. 32–37.
Пительмахов, А. В. Профориентационная работа: комплекс задач и «набор инструментов» : система работы классного руководителя/ А. В. Пительмахов // Народная асвета. – 2013. – № 3. – С. 34–39.
Прокопчик-Гайко, И. Л. Системная методология профессиональной ориентации: содержание и возможности /И. Л. Прокопчик-Гайко // Кiраванне ў адукацыi. – 2011. – № 10. – С. 28–32.
Профессиональный ориентир : методические рекомендации для классных руководителей / сост. Г. Е. Григорьева. – Минск : Соврем.слово, 2009. – 157 с. : табл., схем. – (Библиотека учителя).
Профессиональное самоопределение учащихся / авт.-сост.В. Г. Терех. – Минск : Красико-Принт, 2011. – 125 с. : табл. –(Деятельность классного руководителя).36. Профильное обучение / авт.-сост. Э. Г. Бобышева. – Минск : Красико-Принт, 2008. – 171 с. – (Педагогическая мастерская).
Пряжников, Н. С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2002. – 400 с.Пряжникова, Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. – М. :Академия, 2006. – 496 с.
Пряжников, Н. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева. – М : Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.
Ражнова, А. В. Готовность к профессиональному самоопределению: компоненты и критерии: структурно-содержательный анализ понятия / А. В. Ражнова // Народная асвета. –2011. – № 12. – С. 27–31.
Родичев, Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования /Н. Ф. Родичев, С. Н. Чистякова // Педагогика. – 2012. – № 9. – С. 16–24.
Седловец, В. В. Круглый стол «Новое время – новые профессии – новые качества личности»: условия формирования профессионального самоопределения и социального развития личности старшеклассников / В. В. Седловец // Народная асвета. – 2014. – № 9. –С. 46–49.
Современные подходы к организации профориентационной работы в учреждениях профессионального образования : сборник методических материалов / О.С. Попова // РИПО. – 2020 – 183 с.
Супрунчик, Л. В. Путь в профессию начинается в школе: основные направления решения профориентационных задач /Л. В. Супрунчик, Н. С. Ярошевич // Народная асвета. – 2012. – № 5. – С. 67–70.
Шалима, Н. А. Изучение профессиональных намерений учащихся – одна из форм профориентационной работы / Н. А. Шалима,Г. Е. Григорьева // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – № 12. – С. 32–34.
Шкапцова, И. В. Готовить к выбору профессии: система работы школы: формы и методы развития профессионального самосознания и ценностных установок личности / И. В. Шкапцова // Народная асвета. –2013. – № 3. – С. 25–29.
Профессиональное обучение и профориентация учащихся //Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/proforientatsionnaya-rabota-s-uchashchimisya/ – Дата доступа : 11.10.2022.

 

 

© 2024. Учреждение образования "Пинский государственный аграрно-технический колледж имени А.Е.Клещева"
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
СОГЛАСЕН