Наименование экспериментального проекта: «Апробация цифровой модели профориентационной работы в условиях учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования (2022 – 2025)»
Нормативное правовое обеспечение экспериментальной деятельности:
- Кодекс об образовании Республики Беларусь. (Закон Республики Беларусь от 14.01.2022 №154-З);
Статья 89. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования - О концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь
- Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования направлена на обновление содержания образовательных программ и повышение качества образования посредством реализации экспериментальных и инновационных проектов.
- Экспериментальная деятельность в сфере образования представляет собой процесс проверки результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в целях определения эффективности и целесообразности их массового использования.
- Инновационная деятельность в сфере образования представляет собой процесс внедрения в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований.
Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования, порядок организации и проведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования определяются Министерством образования, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. - Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в соответствии с актами законодательства.
- Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011 №251 (в редакции постановления министерства образования от 23.08.22 №276));
- Инструкция о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 №71 (в ред. постановления Минобразования от 25.11.2020 №286));
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2022 №517 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году»;
- Приказ учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» от 24.08.2022 №214-ОД «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году»;
- Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2023/2024 учебном году;
- Приказ главного управления образования Брестской областного исполнительного комитета «Об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Брестской области в 2022/2023 учебном году».
Руководитель экспериментального проекта: Бутрим Светлана Ришардовна, начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО
Координатор экспериментальной площадки от УО РИПО: Пастушкова Екатерина Николаевна, методист центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО
Цель проекта: создание цифровой модели профориентационной работы с учащимися учреждений общего среднего образования.
Задачи проекта:
- организовать модель цифровой профориентационной работы с учащимися учреждений общего среднего образования в условиях информационного пространства учреждения профессионального образования основанную на запросах динамично меняющейся экономики и развивающегося общества;
- разработать цифровые инструменты для профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
- сформировать цикл тренинговых занятий для психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся посредством внедрения цифровой модели смешанного (гибридного) вида в рамках системной организации профориентационной работы;
- создать цифровой информационный ресурс с профориентационным контентом;
- обеспечить научно-методическое, организационно-методическое, организационно-управленческое и информационное сопровождение смешанной (гибридной) цифровой модели профориентационной работы для массового использования нововведений.
Структура и содержание внедряемой апробируемой экспериментальной методики
В современных условиях цифровизации и трансформации системы образования образовательная среда характеризуется динамичным развитием и переходит на новый уровень, обуславливающий непрерывность, мобильность процесса образования (в том числе и профориентации), его персонификацию на основе внедрения информационных технологий.
На фоне усиливающихся тенденций перемещения все большего числа видов человеческой деятельности в цифровое пространство актуальность приобретают вопросы проектирования цифровой модели профессиональной ориентации.
Цифровая образовательная среда представляет собой совокупность информационно-образовательных ресурсов для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса с целью решения образовательных задач и предоставляет им принципиально новые возможности: обучение в любом удобном или подходящем ситуации месте; персонифицированный подход к обучающимся; предоставление возможности не только пользоваться имеющимися электронными ресурсами, но и создавать свои собственные и обмениваться ими; доступ к национальным, мировым базам данных, информационным ресурсам интернета и т.д.
В контексте цифровых трансформаций, пронизывающих все сферы современного общества, актуализируется идея внедрения персонифицированного подхода в проекции виртуальной образовательной среды, под которой подразумевается быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, объединяющая:
инновационные и традиционные технологии, специфические для взаимодействия участников образовательного процесса в рамках открытой модели асинхронного персонифицированного обучения;
информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т. п.;
современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.
Потенциал виртуальной образовательной среды как пространства содействующего успешному профессиональному самоопределению заключается в реализации следующих функций:
информационно-обучающая, реализующаяся в представлении учебной информации в самых разных формах;
коммуникационная, обеспечивающаяся созданием образовательной ситуации, когда обучение проходит в диалоге с участниками образовательного процесса;
контрольно-административная, проявляющаяся в проведении комплексных мер по контролю уровня знаний, умений, навыков и администрированию.
Ключевая характеристика цифровой модели профориентации выражается в том, что в ней, благодаря усилиям педагогов, родителей и других участников образовательных отношений, происходит не только выбор обучающимся профессии и учреждения образования, но и формирование профессионально важных качеств и профессионального идеала. В этом смысле такая модель обладает существенным потенциалом, который предоставляет широкие возможности использования разнообразных методов, средств, форм и технологий профориентации, мотивирования и вовлечения, обучающихся в разнообразные виды деятельности, что, в свою очередь, способствует не только профессиональному, но и личностному самоопределению. Грамотно организованная цифровая модель профориентации предполагает повышение эффективности профориентационной деятельности на основе комплексной реализацию всех направлений: просвещение, диагностика, консультирование, профессиональные пробы и т.д.
Особое значение цифровая модель профориентации приобретает с точки зрения потенциальных возможностей организации для обучающихся полноценных профессиональных проб и погружений, максимально приближенных к реальным условиям труда.
Следует отметить, что содержание апробируемой экспериментальной модели цифровой профориентации, в первую очередь, опирается на принцип преемственности, как основополагающий в реализации личностно ориентированного и компетентностного подходов, так и соблюдающий традиции и реализованные инновации в организации профориентационной работы.
Сроки проведения экспериментальной деятельности: 2022 – 2025гг.
Участники экспериментальной деятельности
Педагогические работники
- Колб Игорь Михайлович, директор колледжа;
- Бегер Олег Александрович, заместитель директора по учебной работе;
- Билинская Лариса Андреевна, заместитель директора по учебно-методической работе;
- Кулеш Игорь Леонидович, заместитель директора по производственному обучению;
- Ткачик Елена Сергеевна, ответственный секретарь приёмной комиссии, методист;
- Киселёва Алла Андреевна, преподаватель инженерной графики;
- Пашкевич Семен Васильевич, инженер-программист, преподаватель информационных технологий.
- Якубович Елена Александровна, преподаватель информационных технологий;
- Янкович Наталья Петровна, педагог-психолог.
Учащиеся (группа, курс, специальность)
В экспериментальном проекте участвуют:
- учащиеся учреждений общего среднего образования г. Пинска и Пинского района;
- учащиеся учреждения образования «Пинский государственный аграрно-технический колледж имени А.Е. Клещёва»:
Группа |
Курс |
Специальность |
231Б |
2 |
специальность 2-74 05 01 Мелиорация и водное хозяйство |
111Б |
1 |
специальность 2-74 06 04 Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ |
311Б |
3 |
|
121Б |
1 |
специальность 2-74 06 03 Ремонтно-обслуживающее производство в сельском хозяйстве |
141Б |
1 |
специальность 2-70 03 31 Строительство дорог и транспортных объектов |
341Б |
3 |
|
151Б |
1 |
специальность 2-70 02 01 Промышленное и гражданское строительство |
251Б |
2 |
|
252С |
2 |
Основные результаты экспериментальной деятельности (по промежуточным этапам)
Перечень разработанных материалов, публикаций по теме проекта:
Сентябрь 2022 года – разработаны информационные профессиограммы по 5 специальностям:
2-74 05 01 «Мелиорация и водное хозяйство»;
2-74 06 04 «Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ»;
2-74 06 03 «Ремонтно-обслуживающее производство в сельском хозяйстве»;
2-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство»;
2-70 03 31 «Строительство дорог и транспортных объектов».
При выборе профессии выпускнику учреждения общего среднего образования важно обратиться к профессиограмме.
Профессиограмма (от лат. Professio – специальность + Gramma – запись) – система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.
Профессиограмма составлена на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.
Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий
В системе образования рекомендуется использовать следующие программные педагогические средства:
компьютерные программные продукты, разработанные РЦПОМ и переданные в учреждения общего среднего образования:
- электронная анкета «Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов»;
- электронная профориентационная карта учащегося; пакет психодиагностических методик «Профиль»;
- компьютерный комплекс психологического, информационно-справочного сопровождения профессионального самоопределения школьников «Самоопределение».
компьютерные программные продукты, разработанные и предлагаемые РЦПОМ:
- электронное пособие «Профориентолог» предназначено для информационно-методической и диагностической поддержки педагога- психолога в учреждении общего среднего образования для сопровождения профессионального самоопределения учащихся;
- электронное пособие «Парад профессий» оказывает информационно-методическую помощь учащимся, педагогам-психологам, педагогам социальным, классным руководителям в подготовке учащихся к осознанному выбору профессии;
- электронное пособие «Классный выбор» предназначено для работы классного руководителя с учащимися и содержит сценарии классных часов профориентационной тематики, мультимедийное сопровождение к ним, теоретический и практический материал по профессиональному самоопределению учащихся;
- электронное пособие «Уголок профориентации» представляет собой комплект информационно-справочных, наглядно-иллюстративных материалов профориентационной тематики, необходимых для профессионального просвещения учащихся. Пособие призвано оказать практическую помощь педагогам учреждений общего среднего образования в подготовке материалов для профинформирования учащихся.
- Электронное справочно-методическое пособие для старшеклассников «Путь к профессии» (под ред. Е.В.Луцевич). Содержательный материал указанного пособия включает следующие разделы: «Профессиограммы», «Справочник», «Моя карьера», «Гороскоп профессий», «Литература» и «Авторы».
Официальные сайты, содержащие информацию по профориентационной работе:
- Министерства образования Республики Беларусь
- Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
- Национального института образования
- Академии последипломного образования
- Республиканского института профессионального образования
- Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь
- Республиканский центр профессиональной ориентации
- Республиканский институт высшей школы
- Республиканский институт контроля знаний
Список рекомендованной литературы:
Экспериментальная деятельность
Бабанский, Ю. К. Внедрение результатов педагогических исследований в практику / Ю. К. Бабанский // Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. – М., 1988.
Бабанский, Ю. К. Педагогический эксперимент / Ю. К. Бабанский // Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред. В. И. Журавлева. – М., 1988.
Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. – М., 1982.
Бешелев, С. Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. – М. : Статистика, 1980. – 263 с.
Бургин, М. Инновация и новизна в педагогике / М.Бургин // Педагогика. – 1989. – №2 – С. 36–40.
Валеев, Г. Х. Гипотеза педагогического исследования / Г. Х. Валеев // Педагогика, 1999. – №5. – С. 22–26.
Валеев, Г. Х. Постановка проблемы педагогического исследования / Г. Х. Валеев // Педагогика – 2001. – №4 – С. 19–21.
Васильева, З. И. Опытно-экспериментальная работа в развивающейся школе: подходы, проблемы, поиск / З. И. Васильева. – СПб. : Комитет по образованию мэрии СПб., 1993. – 153 с.
Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. – М., 1988.
Внедрение достижений педагогики в практику школы / Под ред. Б. Е. Гмурмана. – М., 1981. – 145 с.
Воронин, A. M. Управление развитием инновационной образовательной среды школы / А. М. Воронин. – Брянск, 1995. – 212 с.
Глинский, А. А. Инновационная площадка как ресурс развития педагогического коллектива / А. А. Глинский, В. В. Позняков // Кіраванне ў адукацыі. – 2009. – №12. – С. 17–23.
Гребенюк, О. С. Введение в деятельность педагога- исследователя. Научно-методическое пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребешок. – Калининград, 1998. – 55 с.
Дзюбенко, С. В. Модель развития исследовательской компетентности учителей-инноваторов в общеобразовательном учреждении : оценка эффективности её реализации / С. В. Дзюбенко // Кіраванне ў адукацыі. – 2009. – №4. – С. 9–16.
Диагностика реальных учебных возможностей школьников в опытно-экспериментальной работе // Теория и практика педагогического эксперимента // Под ред. А. И. Пискунова и др. – М., 1979.
Добриневская, А. И. Как найти инновационную идею / А. И. Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2008. – №3. – С. 25–29.
Добриневская, А. И. Несколько слов об отчетах учреждений образования о ходе и результатах инновационной деятельности / А. И. Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2008. – №9. – С. 25–29.
Добриневская, А. И. Примерная структура педагогического дневника участника инновационной деятельности / А. И. Добриневская, Н. А. Крылова // Кіраванне ў адукацыі. – 2007. – №2.
Загвязинский, В. И. Методология и методы дидактического исследования / В. И. Загвязинский. – М., 1982. – С. 70–81.
Загвязинский, В. И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. – М., 1980.
Загвязинский, В. И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. Пособие для руководителей школ, учителей и воспитателей / В. И. Загвязинский. – Тюмень, 1993. – 93 с.
Загвязинский, В. И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова // Педагогика – 1997. – №2. – С. 9–14.
Загвязинский, В. И. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие / В. И. Загвязинский, М. М. Поташник. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 144 с.
Запрудский, Н. И. Методическая поддержка инновационной деятельности в школе / Н. И. Запрудский // Кіраванне ў адукацыі. – 2006. – №10. – С. 39–43.
Ингекамп, К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. / К. Ингекамп. – М. : Педагогика, 1991. – 240 с.
Инновационное образование : специфика, содержание, особенности управления : интервью с первым заместителем министра образования А. И. Жуком и ректором ГУО «Академия последипломного образования» О. И. Тавгенем / интервью провели П. Н. Савостенок, А. И. Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2009. – №12. – С. 3–7.
Качалко, В. Б. Методы психолого-педагогических исследований с применением математической статистики / В. Б. Качалко. – Изд. 2-е, исправленное. – Мозырь : МГПИ, 2005. – 102 с.
Кошель, Н. Н. От инноваций в образовании к образованию в интересах устойчивого развития / Н. Н. Кошель // Кіраванне ў адукацыі. – 2009. – №1. – С. 10–16.
Краевский, В. В. Методология педагогики : Пособие для педагогов-исследователей / В. В. Краевский. – Чебоксары, 2001.
Краевский, В. В. Методология педагогического исследования : Пособие педагога-исследователя / В. В. Краевский. – Самара, 1994.
Ларина, В. П. Проектирование системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ / В. П. Ларина // Педагогика. – 2005. – №9. – С. 36–43.
Методы системного педагогического исследования : Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. – Л., 1980.
Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие / А. Д. Наследов. – СПб. : Речь, 2004. – 392 с.
Новиков, A. M. Научно-экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении / А. М. Новиков. – М. : АПО, 1996. – 130 с.
Оконь, В. Метод дидактического эксперимента / В. Оконь // Введение в общую дидактику. – М., 1990.
Позняков, В. В. Инновационная компетентность руководителя / В. В. Позняков // Кіраванне ў адукацыі. – 2007. – №5. – С. 3–8.
Полонский, В. М. Эксперимент педагогический / В. М. Полонский // Полонский, В. М. Научно-педагогическая информация : Словарь-справочник. – М., 1995.
Поляков, С. Д. Педагогическая инноватика : от идеи до практики. / С. Д. Поляков. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2007. – 176 с.
Саранцев, Г. И. Цель, объект и предмет педагогического исследования / Г. И. Саранцев // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 13–29.
Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований : В помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. – М., 1986.
Сластенин, В. А. Педагогика : инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М. : ИИП «Издательство Магистр», 19997. – 224 с.
Строкова, Т. Мониторинг педагогических нововведений / Т. Строкова // Педагогическая диагностика. – 2008. – №3. – С. 44–56.
Тавгень, О. И. Инновационная политика и инновационная практика в образовании / О. И. Тавгень, А. И. Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2005. – №3. – С. 8–16.
Тавгень, О. И. Экспериментальная работа : апробация технологий / О. И. Тавгень, А. И. Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2004. – №6. – С. 3–9.
Управление инновационными процессами в школе : Методические рекомендации / Сост. Н. Н. Мордухай. – Гродно : Учреждение образования «Гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2002. – 36 с.
Фадеев, В. А. Как проводить педагогический эксперимент / В. А. Фадеев. – Рязань : Изд–во РГПУ, 1993. – 138 с.
Хомерики, О. Г. Развитие школы как инновационный процесс : Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов / Под ред. М. М. Поташника. – М. : Новая школа, 1994. – 64 с.
Цыркун, И. И. Инновационная культура учителя-предметника / И. И. Цыркун. – Мн. : БГПУ, 1996. – 186 с.
Чечель, И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И. Д. Чечель. – М. : Сентябрь, 1998. – 143 с.
Янчук, В. А. Перспектива и оценка образовательных инноваций / В. А. Янчук // Кіраванне ў адукацыі. – 2005. – №4. – С. 11–20.
Профориентационная работа
Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь: постановление Министерства труда и защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, 31.03.2014 № 15/27/23 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ’2012 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
Вафина, С. Наше завтра строим сами: о методах профессионального самоопределения учащихся в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи / С. Вафина // Минская школа сегодня. – 2015. – № 5. – С. 14–19.
Голерова, О. А. Профориентационная работа с подростками: проективная методика «Путеводитель» / О. А. Голерова // Веснік адукацыі. – 2013. – № 1. – С. 57–64.
Жоголь-Лабзеева, И. П. Организация профориентационной работы: мониторинг в учреждениях общего среднего образования в 2012/2013 учебном году / И. П. Жоголь-Лабзеева // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2014. – № 4. – С. 3–10.
Жоголь-Лабзеева, И. П. Профориентационная работа в учреждениях общего среднего образования / И. П. Жоголь-Лабзеева // Адукацыя і выхаванне. – 2014. – № 5. – С. 64–68; – № 6. – С. 43–48.
Залыгина, Н. А. Профориентация: сотрудничество семьи, школы, социума : педагогическое сопровождение самоопределения сельских школьников / Н. А. Залыгина, С. С. Буйновская // Народная асвета. – 2012. – № 8. – С. 56–59.
Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2008. – 256 с.
Игнатович, Е. С. Система информационно-педагогической поддержки старшеклассников как средство их профессионального самоопределения / Е. С. Игнатович; под ред. О. А. Олекс. – Минск : РИВШ, 2009. – 186 с.
Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. – М. : Академия, 2004. – 304 с.
Ковалевич, М. С. Системно-деятельностный подход к профессиональной ориентации школьников: актуальные методы и технологии подготовки, учащихся к осознанному выбору профессии / М. С. Ковалевич // Народная асвета. – 2014. – № 9. – С. 24–29.
Ковалевич, С. В. Ребенок в мире профессий. Программа ранней профориентации детей / С. В. Ковалевич, М. С.
Ковалевич // Народная асвета. – 2014. – № 12. – С. 16–19.Козлова, Л. М. Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях / Л. М. Козлова // Веснік адукацыі. – 2014. – № 6. – С. 40–44.
Кормакова, В. Н. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения в системе «школа – вуз» /В. Н. Кормакова, Е. И. Ерошенкова // Alma mater. – 2011. – № 8. – С. 40–44.
Королевич, О. В профессию – играя: о профориентационной работе среди детей и молодежи / О. Королевич // Минская школа сегодня. – 2015. – № 5. – С. 24–27.
Куровская, С. Н. Методика ознакомления школьников с профессиями : пособие / С. Н. Куровская. – Гродно : ГрГУ, 2013. – 65 с.
Куровская, С. Н. Организация и проведение профориентационных мероприятий : пособие / С. Н. Куровская; Гродн.гос. ун-т им. Я. Купалы. – Гродно : ГрГУ, 2013. – 58 с. : табл.
Куровская, С. Н. Социально-педагогические основы профориентации : пособие / С. Н. Куровская. – Гродно : ГрГУ, 2009. –321 с. : табл.
Лазовская, Л. А. Комплексные профессиональные пробы: погружение в будущую профессию: основные направленияпрофессионального ориентирования учащихся / Л. А. Лазовская,Т. Т. Сушинская // Народная асвета. – 2014. – № 9. – С. 33–38.
Лисейчиков, О. Е. Модель культуры личности как основа формирования содержания профориентационного компонента образовательной среды в учреждениях общего среднего образования /О. Е. Лисейчиков // Кiраванне ў адукацыi. – 2011. – № 10. – С. 9–16.
Луцевич, Л. В. Активизирующие методики и технологии в полипрофориентационной работе со старшеклассниками : учеб.-метод.пособие / Л. В. Луцевич, В. В. Лях, О. А. Тарасюк ; под общ. ред.Л. В. Луцевич ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск :АПО, 2011. – 204 с.
Маскаленко, Н. В. Поиск собственного «Я» в лабиринтах профессий : методические рекомендации по профориентационной работе с учащимися среднего и старшего звена / Н. В. Маскаленко //Народная асвета. – 2014. – № 9. – С. 42–45.
Мацукевич, С. И. Профориентация в процессе изучения учебных предметов в учреждении общего среднего образования /С. И. Мацукевич // Веснік адукацыі. – 2014. – № 5. – С. 24–27.
Метлюк, А. В. В эфире программа «Профессии будущего»:игровые формы профориентационной работы в школе / А. В. Метлюк,Т. М. Леонова // Народная асвета. – 2013. – № 3. – С. 43–45.
Организация профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования / подгот. специалистами Нац. ин-та образования // Веснік адукацыі. – 2014. – № 7. – С. 18–28
Паливода, С. П. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся / С. П. Паливода // Профессиональное образование. – 2015. – № 2. – С. 66–70.
Панкоў, І. М. Уводзіны ў свет інтэрнэт-прафесій на ўроках беларускай мовы: спосабы арганізацыі прафесійнай арыентацыі вучняў старшых класаў / І. М. Панкоў // Народная асвета. – 2013. – № 3. –С. 29–34.
Пиронен, О. Н. Формирование профессиональных намерений школьников / О. Н. Пиронен // Профессиональное образование. –2015. – № 1. – С. 32–37.
Пительмахов, А. В. Профориентационная работа: комплекс задач и «набор инструментов» : система работы классного руководителя/ А. В. Пительмахов // Народная асвета. – 2013. – № 3. – С. 34–39.
Прокопчик-Гайко, И. Л. Системная методология профессиональной ориентации: содержание и возможности /И. Л. Прокопчик-Гайко // Кiраванне ў адукацыi. – 2011. – № 10. – С. 28–32.
Профессиональный ориентир : методические рекомендации для классных руководителей / сост. Г. Е. Григорьева. – Минск : Соврем.слово, 2009. – 157 с. : табл., схем. – (Библиотека учителя).
Профессиональное самоопределение учащихся / авт.-сост.В. Г. Терех. – Минск : Красико-Принт, 2011. – 125 с. : табл. –(Деятельность классного руководителя).36. Профильное обучение / авт.-сост. Э. Г. Бобышева. – Минск : Красико-Принт, 2008. – 171 с. – (Педагогическая мастерская).
Пряжников, Н. С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2002. – 400 с.Пряжникова, Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. – М. :Академия, 2006. – 496 с.
Пряжников, Н. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева. – М : Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.
Ражнова, А. В. Готовность к профессиональному самоопределению: компоненты и критерии: структурно-содержательный анализ понятия / А. В. Ражнова // Народная асвета. –2011. – № 12. – С. 27–31.
Родичев, Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования /Н. Ф. Родичев, С. Н. Чистякова // Педагогика. – 2012. – № 9. – С. 16–24.
Седловец, В. В. Круглый стол «Новое время – новые профессии – новые качества личности»: условия формирования профессионального самоопределения и социального развития личности старшеклассников / В. В. Седловец // Народная асвета. – 2014. – № 9. –С. 46–49.
Современные подходы к организации профориентационной работы в учреждениях профессионального образования : сборник методических материалов / О.С. Попова // РИПО. – 2020 – 183 с.
Супрунчик, Л. В. Путь в профессию начинается в школе: основные направления решения профориентационных задач /Л. В. Супрунчик, Н. С. Ярошевич // Народная асвета. – 2012. – № 5. – С. 67–70.
Шалима, Н. А. Изучение профессиональных намерений учащихся – одна из форм профориентационной работы / Н. А. Шалима,Г. Е. Григорьева // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – № 12. – С. 32–34.
Шкапцова, И. В. Готовить к выбору профессии: система работы школы: формы и методы развития профессионального самосознания и ценностных установок личности / И. В. Шкапцова // Народная асвета. –2013. – № 3. – С. 25–29.
Профессиональное обучение и профориентация учащихся //Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/proforientatsionnaya-rabota-s-uchashchimisya/ – Дата доступа : 11.10.2022.